Еремеев Б. А. К профессиональной ориентации специалиста в области непрерывного образования

В статье выделяется рефлексивный аспект у профессиональной ориентации специалиста в области непрерывного образования как осознание специалистом своей разноуровневой и разносторонней деятельности в её различных компонентах.

Начнём с исходных формулировок.

Ориентация в исходном, самом общем значении – это определение собственного положения в пространстве. Со временем значение слова «ориентация» расширялось. Его стали использовать, обозначая определение собственного положения во времени. А ещё позже – и для обозначения того, как человек определяет своё положение в социальном мире и, в частности, в мире культуры. И в гуманитарных науках оформился понятийный конструкт – ценностные ориентации. В каждом отдельном случае ориентация конкретизируется в соответствии с тем, насколько человек предрасположен выделять существенные компоненты ситуации. В оптимальном случае речь идёт уже о предрасположенности распознавать существенные компоненты ситуации: обнаруживать их, различать и опознавать.

Осознание чего бы то ни было на практике обеспечивается его категоризацией, превращающей любой объект действительности в предмет, или объект-для-субъекта. Категоризация зависит от степени увлечённости объектом. Выделяя что-то, мы его сначала обозначаем, или называем. Затем мы выделяем его главные (для нас!) ипостаси, или определяем взятый объект. И далее мы конкретизируем его для себя: по мере надобности детализируем, или характеризуем, описываем взятый объект «вширь и вглубь». Потом наступает черёд объяснения, и тогда мы ищем основные факторы, внутренние и/или внешние, которые помогают нам понять природу взятого объекта, свести множество его обозначенных признаков к малому числу причин, в пределе – к одной. И делаем мы это до тех пор, пока такая категоризация будет иметь для нас хоть какой-то смысл. А если такая категоризация приобретает объективное значение, становится инструментом познания и для других людей, вот тогда можно сказать, что начинается наука.

Чтобы осознать собственную познавательную деятельность, чтобы её рефлексировать, приходится выходить за её пространственные и временные рамки. В частности, приходится возвращаться к её прошедшему процессу, к её овеществлённым результатам, а также к реакциям на них со стороны других познающих, со стороны окружающих людей. Причём такая работа уже проводилась множеством наших предшественников. И примером весьма современного для нас философского осознания природы образования является труд С. И. Гессена об основах педагогики, впервые опубликованный в 1923 г. [2].

Под образованием в контексте данной работы понимается целенаправленная и организованная педагогика, оформленная в виде системы социальных институтов. А под педагогикой, имевшей исходным значением русское «детовождение», в современных условиях понимается разноуровневая и разносторонняя общественная практика и теория коммуникации культуры. И такое понимание весьма близко взглядам С. И. Гессена.

Функциональной единицей коммуникации культуры как деятельности является педагогическая ситуация. Её основные компоненты – это коммуникатор, перцепиент, факт культуры, референт и отношения между ними. В современных условиях, на философском уровне познания общаяориентацияв мире отдельностей разных порядков предполагает учёт пяти базовых свойств каждой отдельности, будь то ситуация в целом или какой-нибудь из её компонентов. Это пространственные свойства взятой отдельности, это её временные свойства, это её качественная определённость (и, в частности, «субстратность», или вещество) взятой отдельности, это её энергетические и её информационные свойства (или её «структурная сложность») [1, с.44-46]. А деятельность каждого активного участника ситуации как субъекта раскрывается через его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. В рамках профессиональной ориентации специалиста в области непрерывного образования важен учёт и объективных значений у этих компонентов деятельности, и их субъективных смыслов для различных участников педагогической ситуации. И в этом плане очень современным является принцип, сформулированный уже Петром Фёдоровичем Каптеревым в конце XIX в.: «Обучая – изучать, изучая – обучать». И общий механизм научного познания в процессе образования как целенаправленной и организованной коммуникации культурыраскрывается следующим образом. Коммуникатор посредством научных понятий осознаёт происходящее, в том числе свои действия и их эффект – изменения вовлечённости перцепиентов в коммуникацию, изменения в приобщении перцепиентов к актуальным фактам культуры: в форме их осведомлённости, умелости, воспитанности (по смысловым установкам, по ценностным ориентирам).

Напомню общие значения названных выше компонентов деятельности. Цельэтото, чего нужно достичь.Объектэто отдельность, существующая сама по себе, безотносительно субъекта, имеющего дело с этой отдельностью.Субъект же это активный объект, который ведёт себясреди других объектов. Сущность активности, в общем, заключается в постоянном переходе потенциальной энергии в кинетическую и обратно. А проявляется активность в изменениях различного рода и, прежде всего, в движениях. Предметэто объект, попавший в сферу субъективной деятельности, или объект-для-субъекта, с которым субъект непосредственно имеет дело, с которым он оперирует. С одной стороны, по своему содержанию, предмет меньше объекта, ибо субъект ограничен в своих возможностях при взаимодействии с миром, частью которого он сам является. С другой стороны, по своей форме, предмет больше объекта, ибо субъект привносит в действительность своё отношение, свою пристрастность («предвзятость»). Сначала это отношение оказывается именно субъективным, так сказать, «пассивно-страдательным». Этим словом подчёркивается внутренний аспект бытия субъекта. При актуальности внешнего аспекта этого бытия говорят уже о субъектности, о выраженной «активно-наступательной» позиции субъекта в его отношениях с миром.

Задачи это то, что нужно делать для достижения цели. Важно различать действия, ведущие к цели, и саму цель. Особенно, когда речь идёт о цели и о задачах с использованием союза «и» или при письменной речи – через запятую. Методыэто, в общем, способы действий. Средстваэто объекты, используемые субъектом для расширения его возможностей во взаимодействии с миром. Результаты– это то, к чему удалось прийти при наличных условиях, решая определённые задачи, используя определённые методы и средства. В жизни каждого субъекта, будь то отдельный человек, группа или масса, а в пределе – всё человечество, результаты деятельности никогда не совпадали с её целями. И неслучайно в анналы отечественной культуры вошло выражение одного из премьер-министров России в 90-е годы ХХ века, Виктора Степановича Черномырдина. Практически у всех россиян оно на слуху: «Хотели – как лучше, а получилось – как всегда…». В лучшем случае на практике имеет место приближение к цели, причём с наименьшими затратами и с наименьшими непредвиденными отрицательными последствиями, которые потом приходится преодолевать.

А теперь посмотрим, как раскрываются некоторые из названных компонентов деятельности для различных участников педагогической ситуации в разных условиях образования. Это особенно важно в связи с тем, что на практике привычно используются допонятийные конструкты повседневного «здравого смысла», устойчивые и метафоричные. И едва ли не главный среди таких конструктов раскрывается словами о «передаче знаний, умений и навыков». Мол, учитель их « даёт», а учащийся их «получает»… Причём даже профессиональный исследователь, аналитик творческого наследия Карла Роджерса, излагая факты и выводы его человекоцентрической педагогики, допускает такое выражение, как «усвоение смыслов» учащимися [3].

Итак, посмотрим, каковы, в оптимальном случае, самые общие цели у шести различных участников образовательного процесса.

Самая общая цель наукиоптимизировать существующую картину мира. Оптимизация здесь конкретизируется следующим образом. Научная картина мира должна содержать только необходимые и достаточные компоненты, причём все они должны быть упорядочены. Картина эта должна быть стройной, ясной, понятной и – объясняющей происходящее. Она также должна быть регулярной: позволять делать прогнозы и готовиться к предстоящим событиям. Самая общая цель у исследователя– осознать (сформулировать) имеющееся противоречие как проблему и разрешить проблему.

Самая общая цель образования обеспечить преемственность поколений в поступательном развитии человечества. Это предполагает и передачу (трансляцию) культурного наследия, и его сохранение, и его прогрессивное развитие. Иными словами: приобщение членов общества к его культуре в её актуальных аспектах. Самая общая цель отдельной учебной дисциплины – раскрыть для учащихся актуальные факты культуры (их содержание и/или формы), предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах. Самая общая цель учителя (педагога, преподавателя)при наличных условиях обеспечить организационно и исполнением коммуникацию культуры в определённых её формах. Самая общая цель учащегосяприобщиться к определённой культуре (к её сфере) .

Теперь посмотрим, каковы, в оптимальном случае, самые общие задачи у тех же шести различных участников образовательного процесса.

Задачи наукиупорядочивать наличную информацию, соотносить её фрагменты, вскрывать противоречия, пытаться их разрешать посредством обобщающих моделей. Задачи исследователя – разбираться в происходящем: ставить вопросы, осознавать противоречия, выдвигать гипотезы, проверять их.Задачи образования – выделять актуальные основы культуры (прежде всего, науки) и обеспечивать их коммуникацию членам общества.Задачи отдельной учебной дисциплины – раскрывать актуальные факты культуры (их содержание и/или формы), предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах для коммуникации учащимся. Задачи учителя (педагога, преподавателя) – осознавать самоорганизацию при коммуникации культуры: как её перцепиента, носителя и коммуникатора, – и адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникации. (Ср. традиционный вариант задач у учителя: просвещать, обучать, воспитывать). Задачи учащегося – усваивать, понимать и использовать учебный материал.

А вот каковы, в оптимальном случае, самые общие объекты у шести различных участников образовательного процесса.

Для науки, в общем, объект– это действительность.Для исследователя объект, в общем,– это любая значимая отдельность: тело, поле, отношение, атрибут. Для образования объект – это коммуникация культуры, предусмотренная образовательным стандартом, в единстве трёх общих аспектов культуры: различных сведений, способов действия, ценностных ориентиров. Для учебной дисциплины объект– это факты культуры определённого рода, предусмотренные образовательным стандартом, опять-таки в единстве трёх аспектов каждого такого факта: различных сведений, способов действий, ценностных ориентиров. Для учителя (педагога) объект, в общем, – это его собственная деятельность как коммуникатора различных фактов культуры: сведений, способов действия, ценностных ориентиров. Дляучащегося объект, в общем,– это его собственная деятельность как перцепиента всего происходящего при коммуникации культуры при наличных условиях.

А вот каковы, в оптимальном случае, самые общие предметы у шести различных участников образовательного процесса, с которыми они непосредственно имеют дело, которыми они оперируют.

Для науки предмет – это открытая система понятий (или знания) о действительности, выраженная в терминах. Предмет для исследователя – это то, в чём для него обнаруживает себя объект исследования: как явление сущности, как знак с определённым значением и смыслом (всегда – конкретная, непосредственно данная исследователю форма). Для образования предметом являются актуальные основы культуры (в том числе – науки) и её коммуникация, которыми владеют работники образования. Предмет для учебной дисциплины – это актуальные факты культуры (их содержание и/или формы), подлежащие коммуникации: предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах. Предмет для учителя (педагога, преподавателя) – это его рефлексия и обеспечение самоорганизации при коммуникации культуры – как перцепиента культуры, как её носителя и коммуникатора. Предмет для учащегося – это то, что учащимся усвоено (осмыслено), понято и используется.

Таким образом, профессиональная ориентация специалиста в области непрерывного образования предполагает осознание специалистом происходящего. Это осознание актуальной педагогической ситуации и её основных компонентов. Это осознание профессиональной деятельности как коммуникации культуры и её основных компонентов (цели и задач, объекта и предмета) при разных уровнях обобщения и с учётом позиций у различных участников образовательного процесса.

 

Литература

1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.; http://read.newlibrary.ru/read/ganzen_v_a_/sistemnye_opisanija_v_psihologii.html

2. Гессен С. И. Основы педагогики . Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.; http://portal.ippd.ru/node/90

3. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопросы психологии, 2002. № 2. C. 64-84; http://www.trialog.ru/library/scipubl/rogers100.html

________________________________

Опубликовано: Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции 24-26 декабря 2014 года: в 2 ч. / под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2015. – Ч. 1. – С. 223-228.